Точка - это тоже бесконечность. С торца.
Как-то давно это писалось, еще летом, но все не выкладывалось никуда. Некий сумбур и незаконченность остались до сих пор, но видно назрело)))))))))))).



Я это аниме люблю чрезвычайно и считаю редкой удачей студии J.C.Staff. Кому любопытно,





читать дальше

@темы: Статьи

Комментарии
25.10.2006 в 23:52

вау...кхм...то есть, впечатляет. очень.

безумно понравилось. даже не сформулировать сейчас все свои восторги. все детали, отсылки - просто спасибо:)





можно я вам напишу умыл?
25.10.2006 в 23:53

Are you such a dreamer to put the world to rights?
мне нравится,

но хотелось бы увидеть какое-то заключение, хотя бы маленькое =)



кое о чём тут я раньше и не задумывалась ;)
26.10.2006 в 00:22

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
Ого. Обзор - как сам сериал: красивый и с безуминкой.
26.10.2006 в 00:23

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
Джойя



Спасибо за добрые слова, я понимаю, что оно, хм..., несколько тяжеловато по представлению и довольно спорно))))))))))



Конечно,пишите :)



Helene



Заключение? Пожалуй, оно бы нарушило нормы японской эстетики :) Недоговоренность, югэн...

На самом деле оно в некотором роде есть, перед фрагментом о символике))))))



В любом случае я рада, что Вам встретилось что-то новое))



Eswet



Да уж. Сюр-р-р-р-р))))))))) Спасибо за точную оценку моего ощущения от этой работы.
26.10.2006 в 00:30

The fish doesn't think, because the fish knows everything
osmonruna, спасибо!Было очень интересно читать ^_^

замечательная статья, а главное-познавательная )))

но,всетаки,заключения не хватает
26.10.2006 в 00:30

Are you such a dreamer to put the world to rights?
osmonruna

да, я хотела написать про некоторую незавершенность...

но действительно, очень по-японски,

ну просто это моё личное мнение, как не японки, а человека, которого каждый день долбают на всех языках с правилами написания рассказов, отчётов и т.д....

хотелось бы как-то,

хотя бы

ENDLESS

а то... ждёшь чего-то ещё

ИМХО разумеется)
26.10.2006 в 00:31

osmonruna я понимаю, что оно, хм..., несколько тяжеловато по представлению и довольно спорно)))))))))) - не согласна насчет представления. Может, конечно, фрейдисткая часть, действительно, не на малограмотного читателя, но, думаю, среди поклонников аниме найдется достаточно способных оценить проделанный труд:)



Относительно спорности...дискуссионными были бы некие однозначные выводы, а у вас, как и в нашем любимом аниме - каждый момент - кульминация:) выводы остаются на совести читателя:)

еще раз спасибо:)

перевариваю и буду переваривать:)

уже написала:)
26.10.2006 в 00:35

и еще, насчет заключения: как мне кажется, статью можно рассматривать, как некий сборник комментариев на полях) ни в коем случае не хочу обидеть автора, имею в виду структуру:)
26.10.2006 в 00:48

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
vampirekat

Helene



Спасибо. Ну, а что касается заключения, считайте что - продолжение следует))))))))))))))



Джойя



дискуссионными были бы некие однозначные выводы, а у вас... выводы остаются на совести читателя



Пожалуй. Ведь это просто размышления по поводу не собственно содержания сериала (хотя была попытка вскрыть некоторые мотивы поведения героев). Скорее, это вопрос конструкции фильма, исходящий из эстетических установок и задач, которые ставили перед собой создатели. Это аниме тем и хорошо, что оставляет простор для воображения и ни с каким вариантом восприятия практически не вступает в противоречие)))))))))))











26.10.2006 в 00:51

osmonruna Это аниме тем и хорошо, что оставляет простор для воображения и ни с каким вариантом восприятия практически не вступает в противоречие))))))))))) - вот тут можно поспорить, потому, как можно выделить даже некий условный тип людей, которые, окромя безусловно шедевральной картинки, в аниме никакого смысла, помимо весьма невнятных гомосексуальных и педофильских мотивов, не видят. причем, в остальном, этих людей, вряд ли, возможно обвинить в узкости взглядов(с) :gigi:
26.10.2006 в 01:05

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
Джойя



можно выделить даже некий условный тип людей, которые, окромя безусловно шедевральной картинки, в аниме никакого смысла, помимо весьма невнятных гомосексуальных и педофильских мотивов, не видят

А на таких тоже рассчитано))))) Пусть любуются на картинку, плюются на отношения, но смотрят:)! Это ведь очень подсознательная вещь. Ненавязчиво закладывает определенную толерантную установку - все люди разные))))))))

26.10.2006 в 01:47

osmonruna



Мотивы гомосексуализма, педофилии и садомазохизма, как ни крути, не спрячешь. Другой вопрос, что яой, сенен-ай (или слэш) – это искусство (хотя все же и массовое). Как должны были поступать создатели манги, аниме, а вслед за ними авторы текстов на слэш-основе, чтобы превратить то, что большинство считает извращением, в художественную форму, обладающую эстетической ценностью?

Мне всегда казалось, что задача данной манги (и аниме) состояла не в том. Чтобы обратить мотивы гомосексуализма, педофилии и садомазохизма «в художественную форму, обладающую эстетической ценностью». Loveless, на мой взгляд, не об этом повествует. А мотивы гомосексуализма, педофилии и садомазохизма присутствуют в проекте (условно назовем «проектом» совокупность манги, аниме и драм) на той же основе, что и в реальной жизни, при этом являясь художественными приемами.



Так вот эта «недетерминированная заданность мира» позволяет завуалировать все «морально опасные» стороны сюжета.

Зачем это вдруг авторам яойного проекта пытаться завуалировать «морально опасные стороны сюжета», под которыми, как я понимаю, подразумеваются те самые «мотивы гомосексуализма, педофилии и садомазохизма»?



Текст видеоряда монтирует не только художник, сценарист и режиссер, но и зритель. Он домысливает мотивы поведения героев, додумывает предысторию и продолжение, становясь таким образом «соавтором». На этом элементе сотворчества построено практически все аниме Юн Коги: «знаю, но не скажу».

На этом элементе построен весь кинематограф и мультипликация. Этот элемент называется монтажом и также широко используется в литературе, живописи, технике актерской игры в кино и других видах искусства. Но к «знаю, но не скажу» монтаж никакого отношения не имеет. Если бы нам все сразу рассказали, то было бы неинтересно.



Следует обратить внимание, что в аниме многое оставлено на домысливание зрителя. Причем заметим, аргументов «против» в аниме нет. Это право для каждого зрителя на «соавторский» домысел.

Аниме не резиновое. Как вы сами заметили, авторы использовали «динамизм (в разных аспектах)». Ни одна экранизация не может детально передать оригинал. Это естественно.



Или сакраментальное: кому достались ушки Соби? Не Ритцу? А почему герой все время вспоминает жуткий день, с ним связанный? Сэймэю? А почему тот сам еще ушастый? А может, Кио (сколько там намеков на их «близкие» отношения, взять хотя бы уменьшительно-ласкательный суффикс и сокращение имени до Со-тян, принятое между возлюбленными, ведь Соби не ребенок)? Или вообще это была некая дама? Соби-то утверждает, что он «не извращенец». И мы в этом его поддерживаем.

А в манге нам прямым текстом так и не сказали. Нам много раз намекали, но не больше. А знаете, почему? Потому что аниме не про то, кто, когда, как и с кем потерял ушки.



Или, наконец, что такого могла сотворить Ямато с Коей (и наоборот), чтобы они обе потеряли уши?

А что, это не очевидно? Сексом они занимались.



Думаю, аниме во многом построено именно на игре со зрительской позицией. Разному типу зрителя подходящий ему домысел. Каждый выберет, что ему ближе и понятней.

Играйте со зрителем, или не играйте, но он по любому будет думать то, что ему ближе. Это специфика человеческой психики.



Есть универсальный прием, используемый создателями аниме. Это разрушение саспенса – читательского ожидания.

Поправка: этот прием используется не в аниме, а в сериалах (в том числе, анимационных).



Рицка действительно говорит в 11 серии, что смог полюбить всех. Это очень важный эпизод.

Что бы он там не говорит, но 11 серия снята по спешиалу, а спешиалы официально не входят в канон.



Хотя они все, по-своему, «нелюбимые» (ни Юйко, ни Яёй, ни Кацуко, ни Шинономе-сенсэй, ни Кио, ни Соби не дожидаются ответа от тех, к кому испытывают чувства – Рицки, Юйко, Соби, Сэймэя), однако между ними и Соби пропасть.

Это Юико-то не требует ответа от Рицки? Если бы не требовала – сидела бы тихо в уголочке и молча любовалась предметом своего обожанья. Но Юико – психически очень здоровый человек, она легко вовлекает Рицку в дружбу, она добивается симпатии с его стороны.

Яей ясно дает понять, что не оставил своих попыток завоевать сердце Юико.

Кацуко-сенсей вообще тут ни при чем. Мы о ее личной жизни ничего не знаем. А ее высказывание «будь я на 20 лет моложе» нельзя воспринимать всерьез.

Ке – да.

А Соби – вовсе не такой забитый безвольный уке, как вы думаете. Вы, как я поняла, не читали последнюю главу манги, нэ?



Преданность Соби также самурайская черта: слово хозяина (Сэймэя, затем Рицки) в итоге закон.

Ага, особенно его преданность проявляется когда Соби нагло врет Рицке и игнорирует его приказы, да.



Может, поэтому Соби Боец, а не Агнец (в отличие от Рицки, чья судьба могла быть определена по-разному).

По идее, Соби боец совсем не поэтому.



Испытывать боль и при этом говорить о «восхитительном» по красоте заклинании в битве с мелкими Зеро.

Это же только «кожура». «Какое прекрасное заклинание» означает в данном случае «мне больно, но я не покажу своей слабости, я сильный».



Отвергать Ритсу за желание того подчинить Соби, но при этом пользоваться его знаниями и даже обращаться к нему за советом в битве с девушками-Зеро, как к идеальному по красоте стратегу.

Читайте последнюю главу манги! Соби отвергает Ритсу совсем не из-за этого. А обращается он к нему потому, что больше не к кому.



Предательство Сэймэя оценено Соби прежде всего не как подлость (самурай не рассуждает, он выполняет приказ), но как антиэстетичный поступок.

Где вы увидели момент оценки поступков Сэмэя Соби? Номер эпизода, пожалуйста.



На Соби наложено послушание - внешний запрет-приказ, который он будет пытаться реализовать в 12 серии, но внутренние границы у него свои.

Какой еще запрет-приказ?

Если вы говорите о «попытке убийства Рицки», то могу только посоветовать вам повнимательнее почитать мангу.



Для этого нужно принять чужую индивидуальность, а не ориентироваться только на свой эгоцентризм (учтем, что он естествен, ведь Рицка сам себя воссоздал после потери памяти).

Какой эгоцентризм? У Рицки комплекс неполноценности и комплекс вины.



Внешний диалог ярко показан в первой серии аниме: Рицка не способен искренне общаться ни с Юйко, ни с Шинономе, ни даже с Соби. Затем диалоги с психологом и вопросы к доктору свидетельствуют о том, что Рицка больше скрывает, нежели открывает.

Ага, а 2 месяца назад он был вполне способен искренне общаться с Сэмэем. Более того, уже во второй серии Рицка вполне искренне общается с Юико. А в манге в этот момент он даже хочет перед ней извиниться. Как-то быстро он учится, всего за один день.



В последних кадрах аниме, принимая решение пойти с Соби, Рицка понимает, что рискует, но думает не о себе, а о другом. Это истина тем более ценная, что набрел на нее герой не чужим умом, не советами Соби, Кацуко или Зеро, а собственным опытом.

Рицка с первой серии аниме думает, прежде всего, не о себе, а о матери. На эту «истину» он набрел несколько раньше событий аниме.



Отсюда такое внимание аниме уделяет сексуальным страхам героя и его суицидальным наклонностям. Но и этот аспект вовсе не противоречит основной теме взросления и становления личности.

Суицидальным наклонностям Рицки, на моей памяти, посвящена только одна фраза в первой серии.



взрослая женщина – мальчик (Кацуко – Рицка)

Это уже не смешно.



Первоначально попытка Соби поцеловать Рицку - это катастрофа: проникновение грязного эроса, т.е. неустранимой пошлости, в тот круг существования, который он с таким трудом выстраивает заново, воспринимается как вестник Апокалипсиса.

Эрос (Эрот, Амур) – бог любви. А вы отождествляете его с «неустранимой пошлостью».



Отсюда и отказ от контакта с Юйко, ровесницей, и не подозревающей, что Рицка всерьез может полюбить взрослого мужчину.

Ага, Юико совсем ничего такого не подозревала, когда говорила «встречаться со студентом – это так круто».



Правда, японцы не были бы собой, если бы в эту символику вновь не заложили некую двойственность или даже множественность трактовки.

Множественность трактовки является характерной особенностью символизма, если мне не изменяет память.
26.10.2006 в 08:45

Cimex amantissimus. В диване с 2003 г.
[Nicole]

Спорить не стану, но замечу, что к обзору аниме манга, по которой снято аниме, ни малейшего отношения иметь не должна. Сериал - самостоятельное произведение.
26.10.2006 в 12:04

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
[Nicole]



Сначала хотелось бы выразить Вам свою признательность за столь подробный комментарий. То, что данный материал вызвал отклик, желание поспорить, уточнить некоторые детали и высказать свою позицию, для меня очень ценно.



Единственное, мне показалось, что некоторые положения этой работы были Вами восприняты буквально и поэтому постараюсь прояснить вызвавшие недоумение вопросы.



Во-первых, и здесь я согласна с Eswet,

при анализе аниме рассматривалось как самостоятельное произведение, манга не учитывалась. Ведь сериал был снят только по первым четырем ее томам и имеет законченную структуру. Многие позиции, придуманные Юн Когой позднее, еще не могли существовать в природе. Кроме того, здесь же к вопросу о задачах сериала. Разумеется, «завуалировать» известные мотивы вовсе не является целью создателей, но аниме, в отличие от манги, – это более открытый жанр, предназначенный для широкого и публичного восприятия, поэтому традиционно то, что в манге представлено с известной долей откровенности, в аниме стушевывается, остается только в виде намеков или вообще исчезает. (К примеру, в манге намекается на мотивы инцеста между братьями, которого абсолютно нет в сериале).



Техника монтажа и восприятия, на монтаже построенного, в фильме, безусловно, присутствует, это вообще закон киноискусства, но прием, о котором я упоминала: «знаю, но не скажу» - вытекает и из интервью мангаки, когда она говорит о сериале, подчеркивая, что зритель самостоятельно проигрывает различные варианты версий сюжета и мотивов поведения героев. Нет единственно верной трактовки событий. Собственно, это и есть главная эстетическая задача сериала, в отличие от манги.



Неканонический спейшал в манге становится абсолюным каноном в 11 серии аниме. Здесь использован прием ретардации - замедления действия, т.к. до этого события развивались по схеме градации - усиления напряжения и драматизма сюжета. Для того чтобы зритель испытал наиболее сильное впечатление в финале, необходима была подобная пауза.



Исходя из посыла "домысливания", позвольте о мотивах поведения Соби или Рицки не спорить. Здесь каждый имеет право на свою точку зрения. Просто отмечу моменты, которые позволили мне сделать пару выводов, с которыми Вы не согласны. Поступок Сэймэя Соби оценивает в 10 серии, когда в транспорте озвучивает: «У меня был только Сэймэй, но у Сэймэя был не только один я…» Игнорировать приказы Рицки его заставляет приказ, отданный ранее. Обещая выполнить любое рицкино желание, он напрямую заявляет, что ему запрещено говорить о Семи Лунах, и этот приказ останется невыполненным. Все остальные он не столько игнорирует, сколько искусно обходит. В выборе: выполнить приказ или спасти жизнь Рицки, второе всегда важнее. Мне странно, что Соби в моем представлении показался Вам забитым и безвольным. Я-то как раз имела в виду совсем иное.



Комплекс неполноценности и вины у Рицки, безусловно, присутствует, но это вовсе не означает, что он не может быть при этом эгоцентричным, отвергающим окружающих подростком.



Что касается Кацуко. По крайней мере дважды в аниме мы видим проявления ревности. Первый – в ресторане, когда Кацуко, узнав о Юйко, называет ее соперницей. Второй, когда в 11 серии Кацуко ломает ручку, узнав со слов Кио о поцелуе на колесе обозрения. И так же радуется, выяснив, что на самом деле произошло. Слова о возрасте на самом деле не оговорка и не ошибка. Вам не показалось странным, что 21-летняя доктор выглядит гораздо старше и опытней 23-летней Шинономе. Она просто занижает в разговоре с Рицкой свой возраст по крайней мере лет на десять. Тогда становится оправданной ее реплика, адресованная самой себе: «Будь я на двадцать лет моложе…», т.е. возраста Юйко (11-12 лет).



Юйко, действительно, на мой взгляд, не может помыслить, что между Соби и Рицкой могут быть любовные отношения. Она для этого слишком чиста и наивна. Поэтому не случайны ее оговорки. К примеру, когда ей слышится «бутерброд с горчицей» вместо «Хозяина и Слуги».



И наконец, последнее. Тяжеловатый стиль моей статьи породил вопросы, связанные исключительно со значением слов. Под эросом я имела в виду вовсе не мифологический персонаж, а физическую сторону любви, которая пока что табуирована для подростка. Под множественностью символической трактовки – сочетания в расшифровке одного символа различных мифологических школ, а не иносказательный смысл символа как такового.



Еще раз благодарю Вас за все замечания и комментарии, мне было действительно очень интересно, спасибо :)





26.10.2006 в 15:15

osmonruna

Ок. Дальше спорить не буду.

В любом случае, вы написали очень любопытный обзор. И спасибо вам за проделанную работу.



Eswet

:)
26.10.2006 в 17:45

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
[Nicole]



И Вам еще раз спасибо за отклик, тем более что этот обзор вовсе не претендует на истину в последней инстанции :)

26.10.2006 в 22:03

поздно я пришла, вы уже закончили тут без меня:)



в общем, еще раз спасибо:)
26.10.2006 в 23:02

А.Я.Нишикида
osmonruna

Красиво, интересно, познавательно. Согласна практически со всем сказанным. Некоторые идеи и вовсе восхитили - сама, например, до этого не додумалась бы ))

Спасибо!

26.10.2006 в 23:17

Точка - это тоже бесконечность. С торца.
Джойя



Закончили, благодаря [Nicole], замечательно и красиво :)



LLogan



Очень лестно :), тем более, что от знатока канона.